Adobe Photoshop

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Практикум 1

Тест Окна PhotoShop

Выделение областей

Практикум 2

Тест Выделение областей

Маски и каналы

Практикум 3

Тест Маски и каналы

Коллаж. Слои

Практикум 4

Тоновая коррекция

Практикум5

Тест Тоновая коррекция

Ретуширование фото

Практикум 6

Зачетная работа

 

В настоящее время Adobe Photoshop является одной из самых популярных в мире программ редактирования изображений. Она широко используется как любителями, так и профессионалами.

          Пользователи Photoshop — фотографы, ретушеры, художники по рекламе, иллюстраторы, дизайнеры. Обычно они работают с такими изображениями, как фотографии, книжные и журнальные иллюстрации, а также эскизы черно-белых рисунков.

Для овладения всеми возможностями программы необходимы значительные усилия. Большинство пользователей применяют лишь ограниченный набор приемов, которых достаточно для решения собственных задач.

          Инструменты рисования в Photoshop — «кисти» различного вида, «карандаш», «ластик», заливки. Хотя программа поддерживает возможность создания иллюстраций, все-таки компьютерные художники предпочитают использовать специализированные программы рисования. Объясняется это тем, что Photoshop имеет сравнительно ограниченный набор средств для создания рисунков. С другой стороны, программа обладает прекрасными возможностями коррекции изображений, так как она создавалась именно для этих целей.

          С помощью Photoshop можно улучшить четкость фотографий, чтобы они не выглядели размытыми и неконтрастными. Средства ретуширования позволяют убрать с изображений царапины, загрязнения и повреждения.

   

 

 

            Цветовая коррекция обеспечивает изменение цветовых оттенков фотографий.

          Кроме того, Photoshop часто используется для создания коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для получения интересных и необычных эффектов.

 

 

Источники изображений

          Исходные растровые иллюстрации могут быть получены разными способами.

В настоящее время существуют сборники изображений различной тематической направленности на компакт-дисках. Кроме того, изображения по самым разным темам легко найти в Интернете.

          Чтобы увидеть на экране компьютера изображение с фотографии или журнальной статьи, необходимо воспользоваться сканером.

          Еще одним источником изображений являются цифровые фотоаппараты. Изображение, полученное на цифровом фотоаппарате, загружается в компьютер, далее подвергается редактированию.

Введение

Рабочее окно программы Adobe Photoshop

          Photoshop имеет стандартный оконный интерфейс.

В строке заголовка указывается значок и название программы.

Под строкой заголовка располагается строка меню. В Photoshop все команды для создания и редактирования изображений объединены в несколько групп по принципу близости функций. Каждое меню содержит команды отдельной группы. Например, меню File (Файл) объединяет команды ввода/вывода, а меню Filter (Фильтры) — команды, реализующие специальные графические эффекты.

В центре рабочего окна находится рабочее поле, на котором создаются и редактируются изображения.

          В левой части окна располагается панель инструментов Toolbox (Инструменты). С их помощью можно рисовать различные линии и фигуры, закрашивать фрагменты рисунка в нужный цвет, стирать лишние детали и т. д. От того, насколько хорошо компьютерный художник знает возможности инструментов, зависит скорость и качество его работы.

            У каждого инструмента есть свои параметры. Они отображаются на панели свойств Options (Параметры), которая, как правило, находится под строкой меню. Панель свойств присутствует во многих современных приложениях, в том числе у продуктов компаний  Microsoft и Corel. Состав этой панели зависит от выбранного инструмента. К примеру, если воспользоваться инструментом Brush (Кисть) для рисования линий произвольной формы, то на панели свойств отобразятся размер и форма кончика, уровень непрозрачности штриха и другие параметры

  

           При работе с инструментом Paint Bucket (Заливка) вид этой панели изменится. Теперь список Fill (Заливка) определяет способ закрашивания — однородным цветом или в виде узора, а список Pattern (Узор) предоставляет доступ к имеющемуся набору узоров.

                  В нижнем правом углу пиктограмм некоторых инструментов находится  

маленький треугольник. Это значит, что за этим инструментом «спрятаны» другие, дополнительные инструменты. Дело в том, что функционально похожие инструменты объединены в группы. На панели виден лишь один из инструментов группы, а остальные скрыты. Если установить курсор мыши на пиктограмму, где есть такой треугольник и щелкнуть, то появятся дополнительные инструменты 

 

 

Такая организация позволяет уменьшить площадь, занимаемую панелью инструментов. С другой стороны, объединение инструментов в группы облегчает их поиск.

          В рабочем окне Photoshop могут находиться панели - вспомогательные окна, предназначенные для выполнения различных операций над изображениями. По умолчанию эти панели располагаются вертикально вдоль правого края окна (см. рис. 3). Каждая панель используется для выполнения определенного вида работ — выбора цвета, изменения масштаба демонстрации изображения и т. д. Например, панель Swatches (Каталог) содержит палитру цветов. Каждая клеточка этой панели представляет собой образец цвета для закраски рисунка.

 

 

Панели объединяются в группы, чтобы они занимали меньше места на экране. В каждой группе видна только одна из панелей. Например, на рисунке видна панель Color (Синтез) из группы панелей Color, Swatches, Styles (Синтез, Каталог, Стили).

          Панели можно разместить в любом месте экрана. Одновременное отображение на экране сразу всех панелей загромождает рабочее пространство. Важно, чтобы на экран были выведены только те из них, которые необходимы в данный момент. Поэтому неиспользуемые для текущей работы панели всегда можно спрятать, а затем, при необходимости, снова вывести на экран.

          В Photoshop изображения можно просматривать в разном масштабе. Важно помнить, что при использовании инструментов и команд просмотра, а также панели Navigator (Навигатор) изменяется не фактический размер изображения, а только его экранное представление. В строке заголовка окна документа выводится масштаб изображения в процентах. Увеличение масштаба просмотра часто необходимо при редактировании мелких деталей, а последующее уменьшение — для того, чтобы оценить изображение в целом.

 Вдоль нижней границы окна программы обычно находится строка состояния (Status Bar). Она содержит информацию о текущем документе — объеме занимаемой памяти, масштабе просмотра и др.

 

 

ПРАКТИКУМ 1

  

Выделение областей

            Умение выделять фрагменты изображений имеет большое значение для редактирования и монтажа фотографий. Дело в том, что только выделенную область можно переместить с одного изображения на другое. При ретушировании, раскрашивании, а также тоновой и цветовой коррекции все изменения производятся только в выделенной области и не могут повлиять на остальную часть изображения.

            Выделение областей (наборов пикселей) в растровой графике принципиально отличается от выделения объектов в векторных программах. В растровой графике не существует Объектов. То, что глаз воспринимает как дерево, цветок, лицо человека — это всего лишь набор разноцветных пикселей. Прежде, чем переместить фрагмент изображения или изменить его яркость, необходимо сообщить растровой программе, какая группа пикселей составляет этот фрагмент, т. е. выделить его. Вокруг выделенной области появится мерцающая пунктирная линия, которую часто называют «муравьиной дорожкой» или «бегущими муравьями»,

 

            Изображение, расположенное за пределами выделения, называется маскированной областью. Эта область недоступна для редактирования и, следовательно, защищена от случайных изменений.

          Таким образом, если на изображении существует выделенная область, то все инструменты редактирования действуют только в пределах этой области, а остальная часть изображения остается неприкосновенной — маскированной.

   

Удаление (стирание) фрагмента изображения инструментом Eraser (Ластик):

а — при отсутствии выделения

б —при наличии выделенной области

 

          Чтобы создать выделение, т. е. точно выбрать нужный набор пикселей, часто требуется немало сил и времени. Этим объясняется разнообразие средств выделения: группа инструментов Marquee (Область), группа инструментов Lasso (Лассо), Magic Wand (Волшебная палочка) и др.

          Для выделения фрагментов изображений в виде прямоугольников и овалов используются инструменты:

Rectangular Marquee (Прямоугольная область)
Elliptical Marquee (Эллиптическая область)

 

Выделение областей инструментами

Rectangular Marquee (Прямоугольная область)

Elliptical Marquee (Эллиптическая область)

 

Инструмент Lasso (Лассо), позволяет выделять области произвольной формы, рисуя контур выделения курсором мыши. Однако трудно создать точную линию, используя мышь для рисования на экране. Поэтому не всегда удается выделить с помощью Lasso (Лассо) область со сложной границей изображения (изображение зверька, человека, цветка и т. д.). 

 

Инструмент Polygonal Lasso (Многоугольное Лассо) используется для выделения многоугольников. В этом случае пользователь задает точки на изображении, a Photoshop автоматически строит между ними отрезки прямых.

 

  Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное Лассо)очень удобен для выделения областей неправильной формы с четкими контурами. Для рисования контура области используется мышь. При этом граница выделения (мерцающий пунктир) «прилипает» к линии, которая разделяет сильно отличающиеся по яркости и цвету участки изображения

 

 Далеко не всегда для выделения области произвольной формы необходима такая кропотливая работа, как обрисовка контура. В ряде случаев можно воспользоваться инструментом Magic Wand (Волшебная палочка), который выделяет области, состоящие из близких по цвету пикселей. Степень близости цветовых оттенков пользователь может задать в поле Tolerance (Порог) на панели свойств Волшебной палочки. К примеру, если значение этого поля равно 40, то в результате щелчка в некоторой точке изображения будет выделена область, включающая 40 близких более светлых и 40 более темных оттенков. Увеличение значения этого поля расширяет диапазон оттенков в выделяемой области.

Для выделения фона вокруг цветка  достаточно щелкнуть Волшебной палочкой на зеленой листве, предварительно установив значение поля Tolerance (Порог) равным 150.

   

Выделение области инструментом

Magic Wand (Волшебная палочка) при различных значениях поля Tolerance(Порог)

 

а — 150

б — 80

 

          Важно помнить, что Photoshop выбирает близкие цвета, исходя из цвета пикселя в точке щелчка мышью. Поэтому форма выделения может различаться в зависимости от того, в какой точке был сделан щелчок.

          Если граница выделения располагается не так, как надо, ее можно подправить, например, переместить. В этом случае изображение остается неизменным, перемещается только выделительная рамка (мерцающий контур). При необходимости границу выделения можно уменьшить, увеличить или повернуть.

 

 

 

          После того, как выделение создано и, возможно, уточнено, над выделенной областью выполняют различные преобразования: перемещение, копирование (рис. 6), масштабирование, вращение, закрашивание, осветление, затемнение, зеркальное отражение и др.

   

 

          При работе с изображением может возникнуть желание отрезать от него все лишнее (поля, фрагменты окружающей обстановки и т. д.). Этот процесс называется кадрированием. Кадрировать изображение важно и в других случаях: чем меньше размер изображения, тем меньше дискового пространства требуется для его сохранения и тем быстрее оно обрабатывается.

 

 

ПРАКТИКУМ 2

 

Маски и каналы

 

          При работе с выделенными областями возникает ряд проблем.

          Во-первых, очень часто использование Волшебной палочки или группы инструментов Lasso (Лассо) не позволяет точно выделить фрагмент изображения, например группу людей, зверька с пестрой окраской, букет цветов и т. д. Поэтому необходимы средства для уточнения предварительно созданного выделения.

          Во-вторых, выделенные области можно редактировать по порядку: сначала первую, затем вторую, третью и т. д. Важно помнить, что каждый раз, когда выделяется новая область, выделение старой пропадает. Следовательно, необходимо иметь возможность сохранять выделенные области для повторного использования.

          Рассмотрим решение этих проблем в Photoshop.

Для работы с выделенными областями используются два режима:

 В этих режимах выделенная и маскированная области отображаются по-разному. В стандартном режиме выделение ограничено мерцающей пунктирной линией. В режиме быстрой маски на изображение наложена маска, содержащая прозрачную и непрозрачную области.

 

Выделенная и маскированная области в различных режимах:

в стандартном режиме

в режиме быстрой маски

 

          Маску можно сравнить с трафаретом, в отверстии которого видно все, что выделено, а маскированная область покрыта пленкой. Цвет этой пленки и степень ее прозрачности могут быть любыми.

          Предварительное (приблизительное) выделение создается инструментами выделения в стандартном режиме, а уточняется выделение в режиме быстрой маски. На панели инструментов расположены пиктограммы переключения режимов:

          Чтобы уточнить маску в соответствии с контуром выделяемой области, необходимо частично стереть и/или расширить непрозрачную область (пленку). Обычно используют полупрозрачную пленку, чтобы лучше видеть ту часть изображения, которая расположена под ней. Это облегчает процесс уточнения выделения.

          Для работы в режиме быстрой маски Photoshop использует черный и белый цвета. Прозрачной области соответствует белый цвет, а непрозрачной — черный. Поэтому закрашивание черным расширяет пленку, сокращая тем самым выделенную область; а закрашивание белым стирает пленку, в результате чего выделенная область увеличивается.

 

Закрашивание в режиме быстрой маски

а— закрашивание черным

б — закрашивание белым

 

          Черный и белый — основной и фоновый цвета по умолчанию. Инструменты Pencil (Карандаш) и Brush (Кисть) рисуют основным цветом, a Eraser (Ластик) — фоновым. Поэтому перед началом работы в режиме быстрой маски нужно установить основной и фоновый цвета по умолчанию, а затем воспользоваться ластиком и карандашом (или кистью) для уточнения выделенной области. Пользователю предоставляется возможность устанавливать размер кончика каждого инструмента.

          Чтобы увидеть, как стирание и закрашивание изменило выделенную область, необходимо переключиться в стандартный режим

 

 

Если полученный результат не соответствует желаемому, нужно снова перейти в режим быстрой маски и подправить выделение.

          Таким образом, последовательность действий для выделения области сложной формы состоит в следующем:

1)создать предварительное выделение любыми инструментами выделения в стандартном режиме,

2) установить черный цвет в качестве основного и белый — в качестве фонового,

3) перейти в режим быстрой маски,

4) уточнить выделение, стирая полупрозрачную пленку Ластиком и расширяя ее Карандашом или Кистью,

5) переключиться в стандартный режим для преобразования маски в границу выделения,

6) если выделение получилось неточным, снова продолжить работу в режиме быстрой маски.

          Быстрая маска рассчитана на одноразовое применение. После преобразования такой маски в границу выделенной области она исчезает.

 Если на создание выделения потрачено много времени или необходимо воспользоваться им повторно, следует сохранить его как маску. При этом неважно, каким образом было создано выделение — инструментами выделения в стандартном режиме или в режиме быстрой маски.

          Маски хранятся в специальных каналах, выполняющих роль «кладовых» при изображении. Всякий раз, когда выделение сохраняется как маска, создается новый канал — канал маскирования (его иначе называют альфа-каналом).

Для работы с каналами используется панель Channels (Каналы).

          На этой панели представлены так называемый совмещенный канал RGB-изображения, а также красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) каналы. Эти каналы создаются автоматически в соответствии с моделью цвета документа. Если цветовая модель документа — RGB, то изображения в красном, зеленом и синем каналах, наклады-ваясь друг на друга, образуют цветную картинку.

 

Изображение и его панель Channels (Каналы):

а — до сохранения выделения

б — после сохранения выделения

         После сохранения выделения как маски появляется еще один каналирис (рис. 4, б). С помощью черного и белого цветов Photoshop показывает, какие области изображения маскированы (черный), а какие выделены (белый). Следующий канал будет называтьсятак, как вы его именуетеи т. д. Когда каналов достаточно много, лучше присвоить им содержательные имена. В этом случае быстрее можно найти нужное выделение на панели Channels (Каналы)

 

Изображение и его панель Channels (Каналы),

содержащая несколько каналов маскирования

 

          Если выделение сохранено как маска в канале, то его можно отменить, а затем в любой момент времени загрузить из канала. Вокруг выделенной области снова появится мерцающая пунктирная линия.

 

ПРАКТИКУМ 3

 

Коллаж. Основы работы со слоями

 

          Термин «коллаж» произошел от французского слова «collage» — «наклеивание». Этот прием заключается в том, чтобы:

          1) вырезать различные фрагменты изображений, например, из газет и журналов,

          2) наклеить их вместе на лист бумаги для создания единой картинки.

Здесь основной инструмент — ножницы, а материал — бумага.

          В компьютерном коллаже операции вырезания и наклеивания заменяются операциями выделения и перемещения. Характерным приемом создания коллажа служит замена фона. К примеру, можно вырезать львицу с изображения и разместить ее в саванне.

Коллаж, полученный в результате замены фона

 

         Кроме того, можно увеличить, уменьшить, скопировать, повернуть или зеркально отразить отдельные фрагменты для создания законченной композиции. Рассмотрим пример. За основу коллажа возьмем фотографию леса.Заполним этот лес животными, «вырезанными» с других фотографий

  

          Для создания коллажей в Photoshop используются слои. Слой можно сравнить с листом прозрачной пленки, на которую нанесен рисунок. Изображение может содержать один или много слоев. Если сложить такие слои стопкой, то получится изображение из нескольких рисунков. Даже десяток слоев не исказит самый нижний из них, так как пленка каждого слоя абсолютно прозрачна.

          Работа со слоями выполняется под управлением панели Layers (Слои). На ней отображается информация о слоях активного документа.

Новый файл создается на слое заднего плана (Background). Это означает, что если отсканировать картинку и открыть ее в программе Photoshop, то она будет размещена на слое заднего плана. Название этого слоя на панели Layers (Слои) пишется курсивом.

 

          В процессе создания коллажа одна фотография выбирается в качестве фона, а выделенные фрагменты других изображений перемещаются на этот фон (рис. 6). Таким образом, в документе с изображением фона появляется новый слой. Информация о нем фиксируется на панели Layers (Слои)

 

Пиктограмма «глаз» в левом вертикальном ряду панели Layers (Слои) означает, что данный слой — видимый. Щелкая на этих пиктограммах, можно прятать или показывать связанные с ними слои.

 

         Прозрачные области слоя отображаются на экране в виде клетчатого узора. Рисунок наглядно иллюстрирует тот факт, что слой — это аналог прозрачной пленки, на которой располагается изображение.

          Документ может содержать произвольное количество слоен. По умолчанию Photoshop присваивает вновь создаваемым слоям имена Layer 1(Слой 1), Layer 2 (Слой 2), Layer 3 (Слой 3)и т. д. Гораздо удобнее, если имена слоев отражают содержательный смысл слоев. Поэтому слоям документа рекомендуется давать содержательные имена.

            Перед выполнением любого преобразования слой необходимо выделить. Для этого нужно щелкнуть на его пиктограмме на панели Layers (Слои). Выделенный слой называется активным.

          Photoshop позволяет удалять, перемещать, вращать, масштабировать отдельные слои, изменять порядок слоев, переносить фрагменты изображений с одного слоя на другой. Раньше таким удобством располагали только пользователи векторных программ. Таким образом, можно сказать, что изображение, расположенное на слое, является аналогом объекта векторной графики.

          Слой Background является особым слоем, так как он всегда самый дальний. Его нельзя вращать и масштабировать. Чтобы к слою заднего плана можно было применить какое-либо преобразование, его сначала нужно превратить и обычный слой путем простого переименования.

          Слои выделяются и редактируются по одному. Однако может возникнуть ситуация, когда некоторую операцию нужно выполнить сразу над несколькими слоями. В этом случае несколько слоев документа можно связать и затем воздействовать на них как на группу (вспомните операцию группирования в векторной программе).

          Легкость выделения, копирования, перемещения слоев, их масштабирования и ориентации позволяет создавать самые разнообразные коллажи.

          Каждый новый слой, добавляемый к документу, увеличивает размер файла. Чтобы не допустить чрезмерного увеличения размера файла, рекомендуется объединять слои, работа с которыми закончена. В результате этой операции документ будет содержать только один слой заднего плана.

 

ПРАКТИКУМ 4

 

Тоновая коррекция

 

          Компьютерному художнику приходится иметь дело с изображениями, полученными из разных источников. Это коллекции на компакт-дисках, изображения из старых печатных изданий, фотоматериалы давно ушедших лет, а также любительские и отсканированные фотографии. Старые фотографии со временем выцветают. Появление грязноватой дымки на любительских фотографиях часто связано с непрофессиональной съемкой. Отсканированные фотографии на экране нередко выглядят тускло по сравнению с оригиналом. Во всех этих случаях недостаточно яркое изображение можно улучшить средствами Photoshop.

          Хотя результат коррекции некоторых фотографий и рисунков может оказаться великолепным, однако чудес не бывает. Не стоит ждать больших результатов, если исходное изображение имеет очень низкое качество.

          Значения яркостей пикселей в Photoshop изменяются от О до 255.

Диапазон (пределы изменения) яркостей пикселей изображения называется тоновым диапазоном изображения. Под тонами здесь подразумеваются яркости пикселей. Например, если тоновый диапазон фотографии лежит в пределах от 100 до 255, то такая фотография выглядит слишком светлой, так как в ней отсутствуют темные оттенки. При тоновом диапазоне от 0 до 70 изображение, наоборот, будет очень темным из-за отсутствия светлых тонов.

          Для каждого изображения Photoshop строит гистограмму — график распределения яркостей пикселей.

 

Гистограмма изображения

 

            По горизонтальной оси располагаются значения яркостей: от 0 до 255, а по вертикальной — количество пикселей каждого уровня яркости. Тени — самая темная часть изображения с малым значением яркости. Светлые тона (света) — самая светлая часть с большим значением яркости. Между тенями и светлыми тонами находятся средние тона.

          Рассмотрим различные изображения с точки зрения яркости — темное, светлое, тусклое и нормальное. Гистограмма дает возможность проанализировать тоновый диапазон каждого из них.

          Гистограмма темной фотографии показывает, что большая часть пикселей имеет малое значение яркости.

 

 

На гистограмме светлого изображения видно преобладание пикселей с большим значением яркости

 

 

Тусклая фотография имеет явное преобладание средних тонов и почти полное отсутствие светов и теней.

 

Следующее изображение является нормальным, так как светлых и темных тонов в нем примерно поровну.

 

          Просмотр гистограммы помогает определить, на какие участки изображения следует обратить внимание.

Основная задача тоновой коррекции — обеспечить правильное распределение яркостей пикселей в изображении. Обычно для коррекции тона используются команды:

¦ Brightness/Contrast (Яркость/Контраст);

¦ Levels (Уровни);

¦ Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция);

¦ Curves (Кривые).

          Команда Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) — самое простое, но и наиболее грубое средство. Команда Levels (Уровни) более эффективна, однако наилучшие результаты обеспечивает команда Curves (Кривые). Нередко используют команду Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция), регулирующую тоновый диапазон изображения автоматически.

 

 

Команда Brightness/Contrast (Яркость/Контраст)

 

Диалоговое окно команды Brightness/Contrast (Яркость/ Контраст)

 

 

            Для изменения яркости используется верхний регулятор. Перемещение его вправо осветляет изображение, а влево-затемняет. Нижняя шкала управляет контрастностью (четкостью). Чтобы улучшить четкость изображения нужно переместить нижний регулятор вправо, перемещение же влево уменьшит уровень контрастности.

          Koмандa Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) регулирует сразувесь тоновый диапазон (тени, света и средние тона) изображения или выделенного фрагментаи поэтому обладает наименьшей гибкостью. Так, если повысить уровень яркости на 10 единиц, то значения яркости всех пикселей изображения возрастут на 10. В этом случае отсутствует возможность оказывать влияние отдельно на тени, света и средние тона. Несложные проблемы тоновой коррекции легко решаются с помощью этой команды, например когда нужно немного осветлить изображение.

 

Команда Levels (Уровни)

          Диалоговое окно команды Levels (Уровни) содержит гистограмму активного изображения и ряд инструментов для настройки его тонового диапазона.

 

 

          Обратите внимание на то, что между черным треугольником в левом конце гистограммы и самыми темными пикселями изображения находится пустое пространство.

            В правом конце гистограммы между самыми светлыми пикселями и белым треугольником также остается пустое пространство. Тоновый диапазон этого изображения расположен приблизительно в пределах от 30 до 220. Это означает, что пиксели с яркостью от 0 до 30 и от 220 до 255 отсутствуют или их очень мало, т. е. фрагментов изображений с такими уровнями яркости нет.

          Таким образом, гистограмма показывает преобладание средних тонов и отсутствие темных и светлых. Именно поэтому изображение выглядит тусклым. Такая ситуация имеет место для большинства изображений, получаемых в результате сканирования.

 

Тоновая коррекция тусклого изображения состоит в следующем:

1)самый темный пиксель изображения определить как черную точку,

2) самый светлый пиксель изображения определить как белую точку,

3) растянуть тоновый диапазон межу черной и белой точками на полный диапазон яркостей (от 0 до 255). Эту операцию называют расширением тонового диапазона.

Черную и белую точки можно определить с помощью треугольных регуляторов, расположенных под гистограммой, либо инструментами

Set Black Point (Черная точка)
Set White Point (Белая точка)

 

          Сначала воспользуемся треугольными регуляторами. Черный и белый треугольники используются для обозначения черной и белой точек. С помощью среднего треугольника производится подбор яркости для средних тонов.

В нашем примере нужно переместить черный регулятор вправо до точки, от которой берут начало пиксели на гистограмме. Это будет черная точка. Белый регулятор необходимо передвинуть влево, где кончаются пиксели изображения. Это будет белая точка. Средний регулятор следует переместить влево, чтобы слегка осветлить изображение. В результате расширения тонового диапазона между черной и белой точками на полный диапазон яркостей (от 0 до 255) изображение станет более ярким, а его гистограмма изменится.

 

 

            Гистограмма нового изображения заполнила всю шкалу яркостей и из сплошной стала полосатой. Дело в том, что тоновый диапазон расширился, а количество яркостей осталось таким же, как в исходном изображении; изменились только значения этих яркостей. Вот почему на новой гистограмме появились пробелы. Эти пробелы означают отсутствие пикселей для некоторых значений яркости.

          Теперь определим белую и черную точки с помощью пипеток окна Levels (Уровни). Реальная пипетка служит для захвата чего-нибудь материального, например, лекарства из пузырька. Компьютерная же пипетка захватывает цвет пикселя с экрана. Чтобы установить черную точку, нужно выбрать черную пипетку и щелкнуть в самой темной области изображения. Белая точка определяется в результате щелчка белой пипеткой на самом светлом пикселе. Именно между этими точками и растягивается тоновый диапазон изображения на полный диапазон яркостей (от 0 до 255).

          Таким образом, команда Levels (Уровни) дает возможность отдельно влиять на света, тени и средние тона. Команда же Brightnes/Contrast (Яркость/Контраст) изменяет сразу весь тоновый диапазон.

 

Команда Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция)

          Команда Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция) выполняет настройку яркости автоматически. Анализируя изображение, Photoshop находит самый светлый и самый темный пиксели и определяет их как белую и черную точки, а все остальные тона распределяет между ними. Результат получается быстро, но изображение либо улучшается, либо остается недостаточно ярким. Все зависит от характера исходной фотографии или рисунка.

 

Команда Curves (Кривые)

          Команда Curves (Кривые) — наиболее совершенное средство регулировки тонового диапазона. Настройка яркостей пикселей в диалоговом окне команды Curves (Кривые) выполняется с помощью графика.

 На графике вдоль горизонтальной оси расположены исходные значения яркостей пикселей, а по вертикальной оси — новые откорректированные значения. Пока не внесено никаких изменений, исходные значения яркостей пикселей (входные) и новые (выходные) одинаковы, поэтому кривая представляет собой прямую линию, расположенную под углом 45°. Эта линия означает отсутствие коррекции.

 

            Нижняя часть прямой — тени, центральная часть — средние тона, а верхняя — свет. Полутоновая шкала под квадратным полем содержит значения яркостей пикселей от черного (0) до белого (255). Количество узлов сетки можно изменять.

          Воспользуемся командой Curves (Кривые) для тоновой коррекции фотографии

 

 

          Как видно из гистограммы, изображение темное. Область светлых тонов на фотографии выглядит хорошо, и изменять ее не следует. Чтобы не испортить свет, его нужно изолировать с помощью контрольной точки. Установим две контрольные точки — на отметке в четверть тона и на отметке в три четверти тона. Контрольная точка, установленная на отметке в четверть тона, защищает светлые области от изменений. Если протянуть контрольную точку на отметке в три четверти тона вертикально вверх, то тени и средние тона осветлятся. Новый график показывает, что на участке от четверти тона до черной точки яркость пикселей стала больше по сравнению с исходной.

 

ПРАКТИКУМ 5

 

Ретуширование фотографий

 

          Кроме тоновой и цветовой коррекции многие фотографии нуждаются в ретушировании. Ретуширование, как правило, включает в себя повышение резкости и устранение мелких дефектов.После усиления резкости элементы изображения становятся более отчетливыми.

          Устранить мелкие дефекты — это значит удалить с фотографии загрязнения и царапины, убрать морщинки с лица, отбелить зубы, подправить прическу и т. д. Ретуширование позволяет сделать любого человека красивее и моложе. Вот почему после обработки в Photoshop персонажи и окружающая их обстановка могут выглядеть лучше, чем в реальной жизни.

          Устранение дефектов фильтром Dust & Scratches (Пыль и царапины)

При ретушировании прежде всего необходимо избавиться от мелких погрешностей, к которым относятся различные загрязнения (пыль, пятна) и царапины. Для этого удобно воспользоваться фильтром Dust & Scratches (Пыль и царапины). Этот фильтр усредняет цвета соседних пикселей

 

Погрешности, устраняемые фильтром Dust & Scratches (Пыль и царапины):

 

а —до коррекции

б—после коррекции

 

             Следует иметь ввиду, что при устранении более крупных дефектов фильтром Dust & Scratches (Пыль и царапины) изображение может потерять резкость.

 

Использование инструмента Clone Stamp (Штамп)

 Одной из самых замечательных и интересных особенностей ретуширования в Photoshop является возможность устранения с фотографии ненужных объектов — мусора на улицах,  телефонных будок, электрических проводов, незнакомых людей и т. д.

Инструмент Clone Stamp (Штамп) удаляет нежелательные элементы путем клонирования.

 

 Клонирование — затирание некоторой области изображения путем копирования на ее место другой части того же изображения. Например, на рисунке хорошо виден природный дефект — червоточина. Ее можно заменить фрагментом из близлежащей области. Процесс начинается с определения образца, который будет клонирован на дефект. В нашем примере можно воспользоваться участком изображения, расположенном немного ниже или немного выше дефекта, так как освещенность груши мало изменяется по вертикали. Определить образец очень просто — достаточно:

1)выбрать инструмент Clone Stamp (Штамп) на панели инструментов,

2)установить размер его кончика на панели свойств,

3) щелкнуть на образце, удерживая клавишу Alt.

 

Следующий шаг — передвижение к дефектному участку и замещение его образцом. Для этого нужно щелкнуть мышью на дефекте. Червоточина бесследно исчезнет. Самое удивительное, что никто теперь не догадается, что на груше когда-то был дефект.

   

 

Устранение дефекта инструментом Clone Stamp (Штамп):

а — до коррекции

б — после коррекции

          В портретной фотографии аналогичным образом исправляются дефекты лица — удаляются морщины и веснушки, вставляются и выравниваются зубы и т. д.

          Часто встречаются фотографии, перегруженные лишними деталями, от которых необходимо избавиться. Здесь снова поможет инструмент Clone Stamp (Штамп). Еще один пример ретуширования — реставрация старых фотографий, т. е. восстановление их первоначального облика.

          За долгие годы на снимках могут появиться пятна, трещины, желтовато-коричневый оттенок, а также оторваться углы. Обычно в подобных ситуациях сначала следует выполнить тоновую и цветовую коррекцию, а затем устранить дефекты фильтром Dust & Scratches (Пыль и царапины) и инструментом Clone Stamp (Штамп). При использовании штампа подходить к дефектам нужно с разных сторон, постоянно изменяя образец, а также размер и форму кончика штампа.

          Кроме того, фотографии можно придать теплый оттенок сепии, оформить ее с помощью виньетки или из черно-белой превратить в цветную. Таким образом, ретуширование позволяет не только реставрировать фотографию, но и сделать ее лучше, чем она была на самом деле. Однако следует помнить, что компьютерная ретушь во многом является «ручной» работой, которая требует навыка, терпения и художественного вкуса.

 

Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную

          Обычно тоновую коррекцию выполняют полностью над всем изображением. Намного реже — в пределах выделенной области (если имеет место неравномерность освещения). Однако часто возникает необходимость изменить тон на небольшом фрагменте изображения, например, осветлить черты лица или волосы.

Инструменты

 

Dodge (Осветлитель)
Burn (Затемнитель)

позволяют осветлять и затемнять участки изображения. Эти инструменты фактически эквивалентны командам тоновой коррекции с той лишь разницей, что выполняют тоновую коррекцию «вручную».

 На панели свойств инструмента Dodge (Осветлитель) расположен список кистей, а также поле ввода Exposure (Экспозиция), определяющее силу воздействия. В раскрывающемся списке Range (Интервал) задается тоновый диапазон, в котором будет выполняться осветление. Если выбрать значение Midtones (Средние тона), то осветляться будут только средние тона.

Dodge (Осветлитель) действует как рисующий инструмент. Достаточно сделать им небольшой мазок, чтобы осветлить фрагмент изображения. Burn (Затемнитель) имеет такие же параметры и принцип действия, что и инструмент Dodge (Осветлитель).

Изменить «вручную» насыщенность участка изображения можно с помощью    инструмента Sponge (Губка).

    Этот инструмент аналогичен по действию регулятору Saturation (Насыщенность) команды Hue/Saturation (Тон/Насыщенность).

 Задав на панели свойств  размер кончика инструмента, а также силу эффекта, можно увеличивать или уменьшать насыщенность. Для этого нужно просто провести инструментом по изображению.

Повышение резкости

Для усиления резкости изображений используются специальные фильтры.Фильтр Sharpen (Резкость) увеличивает контраст между соседними пикселями. В результате повышается резкость всех элементов изображения, в том числе и присутствующих в нем дефектов. Действие фильтра Sharpen More (Повышенная резкость) полностью аналогично фильтру Sharpen (Резкость). Разница состоит лишь в степени воздействия. Фильтр Sharpen Edges (Резкие края) усиливает четкость контуров, где имеет место резкий перепад цвета и тона.

   

Усиление резкости изображения фильтром Sharpen (Резкость):

 

ПРАКТИКУМ 6

Зачетная работа

 

 
Используются технологии uCoz